источник - http://artclub.renet.ru/theatres/drama/erofeev.htm Валерий Ерофеев: "Я по ощущениям - сказочник" Валерий Ерофеев - артист Саратовского театра драмы. В 1979 году окончил театральное училище и был принят в труппу театра. За годы работы сыграл более чем в 60 спектаклях. Среди самых запоминающихся работ последнего времени: доктор Брэдман в "Неугомонном духе", Суслев в "Завтраке у предводителя", Бакин в "Мечтателях". Хорош в сказках: Змей Горыныч в "Кто царевну поцелует?", Мельник в "Иване-царевиче"... Страстный футбольный болельщик. Страстный отгадыватель кроссвордов. Гордый отец сыновей-спортсменов. -Еще в школе я всегда участвовал во всякой самодеятельности. Выступал на всех смотрах и праздниках. Короче говоря, я всегда варился в этой каше. И когда узнал, что в Саратове есть театральное училище, то приехал и сразу поступил. В следующем году будет 25 лет моей работы в театре. Из этих лет надо отнять два года - меня забрали в армию. Но я не могу назвать это время потерянным. Наоборот, эти два года в армии дали мне очень много: как в плане приобретения жизненного опыта, так и опыта творческого. -Это как? -Я служил в Москве, в ансамбле песни и пляски "Красная звезда". Был ведущим разных концертов. Наш ансамбль объехал весь Советский Союз: Прибалтику, Украину, Белоруссию... Мы выступали и в концертном зале "Россия", и в Колонном зале Дома Союзов, и во всех Дворцах спорта, и т.д. Только в Кремле не были. Мы попадали в одни программы и с Пугачевой, и с Кобзоном. Вообще, очень интересная у меня была служба. Конечно, осталась масса впечатлений. Дай бог каждому. -А с чего начаалась ваша жизнь в театре? -О! Эта была фантастика! Я еще учился, но уже был занят в спектакле "Тихий Дон". И мы поехали на гастроли в Москву, в театр имени Вахтангова. А потом на целый месяц - в Ригу. Для меня это было незабываемое время. -Ну а когда вы стали уже полноправным артистом? Какая была самая первая роль? -Когда я только пришел в театр, Александр Иванович Дзекун ставил сказку "Пир горой Винни Пуха". И мне досталась главная роль. Было очень тяжело, потому что спектакль шел в двух составах, а Винни Пух был один. И мне приходилось работать и с одним составом, и с другим. Кровь из носа, а никуда не денешься. Но, несмотря ни на что, я был безумно счастлив. Кстати, это была первая и последняя сказка, которую поставил Александр Иванович. Видимо, потом ему было не до сказок. А тогда он просто хотел этим спектаклем сделать подарок своей дочке, которая шла в первый класс. -А вы сами любите сказки? -Очень люблю. Вообще, я по своим ощущениям - сказочник. Наверное, начав в свое время со сказки, я как-то предопределил свою дальнейшую творческую жизнь. Если ставились сказки, то я всегда в них попадал. Когда играешь сказку, надо выкладываться на двести процентов. Ведь дети все чувствуют и понимают. Если артист выйдет на сцену с "холодным носом", то ребенок все поймет и сразу потеряет весь интерес. -Какой театр вы любите как зритель? -Ни в коем случае не увеселительный. Я люблю театр, который заставляет думать, критично взглянуть на самого себя и на окружающей мир. Театр должен будоражить душу и сердце. Мне кажется, что предназначение театра - не увеселение, а врачевание. Здесь, как в церкви, человек должен очиститься и переосмыслить все происходящее. -Когда вы приходите в театр в качестве зрителя, у вас получается забыть на какое-то время, что вы артист и знает всю эту кухню? Можете смотреть спектакль, как простой зритель? -Когда я прихожу в театр, то стараюсь забыть, что я профессиональный артист и отработал в театре столько лет. Ведь прелесть зрителя, в том, что он многое не знает. Как все это вариться и из чего рождается спектакль. Зритель приходит, широко раскрыв глаза, и верит всему происходящему, как ребенок. -Помимо театра вы увлекаетесь футболом. Вы болельщик или сами играете? -Когда был маленький, то во дворе гонял мяч с ребятами. А болельщиком стал гораздо позже. Только в армии мне раскрыли глаза на футбол, на всю его прелесть. Я уверен, что человечество не придумало еще другой такой же интересной игры. Футбол - спорт номер один. Тысячи смотрят его, сидя на стадионах. Миллионы, сидя у телевизоров. Футбол чем-то похож на спектакль. Но в спектакле, как правило, заранее известен сюжет, развязка... А в футболе все непредсказуемо. Хотя я сам не играю, младшего сына отдал в футбольный клуб. Он подает большие надежды. Уже который год его выбирают капитаном команды. -Что, на ваш взгляд, самое важное в актерской профессии? -Прежде всего - владение этой профессией. Очень важно, чтобы актер был пластичный внутри и готов к любому материалу. Он должен быть ранимым, легким, тонким, чувствительным. А главное - должен уметь слышать и видеть. Анастасия Нечаева "Телепрограмма", 23 апреля 2003 года